Фрирайд на сноуборде: теория и практика. Часть 2
Часть 2. Как стать настоящим фрирайдером
В первой части мы рассказали, как вылезти за пределы трасс в паудердэй и получить от этого удовольствие. Теперь рассмотрим, как повысить свое мастерство и как вести себя в других состояниях снега.
Во-первых, надо приналечь на физподготовку ещё до начала сезона: особое внимание – мышцам передней поверхности бедра и пресса, упражнениям на баланс. Так, умение выполнить парочку йогических асан, раскорячившись над ручьём, может помочь выйти сухим из воды.
Важно изучить склон до спуска, продумать отдельные линии и остановки или даже весь маршрут. Постепенно развивайте этот навык, поступая так же со спусками с бóльшим уклоном и более глубоким снегом. Также полезно периодически воображать себя любимого на поверхности горы.
Старайтесь придерживаться плавной траектории, чтобы иметь время отреагировать на то, что может произойти ниже по курсу следования. Если у вас не было возможности заранее исследовать склон в деталях, а сверху спуск не просматривается, остановитесь. Иногда стоит найти более высокую точку для обзора – чтобы убедиться, что внизу всё нормально и вроде бы можно «мочить». Но всегда рассчитывайте скорость так, чтобы вы могли затормозить, если реальность будет отличаться от того, что вы увидели сверху.
Научитесь распознавать ту или иную кондицию снега по его внешнему виду – если присмотреться, отличия хорошо заметны через фильтр очков или маски, особенно в солнечную погоду. И каждый отдельно взятый день надо сперва попробовать, как ведет себя доска в зависимости от типа снега, какие участки рельефа более мягкие и комфортные для катания, а где надо быть осторожными. Обратите внимание на моменты перехода с одного типа снега на другой.
Вязкий мокрый снег не позволит разогнаться, даже если это очень нужно (перед выполаживанием, например) – в тёплые дни выигрывают те, кто не поленился залить скользяк качественным парафином на правильную температуру. Ускорители для лучшего скольжения — мази и парафины – эффективны лишь на один проезд.
Лёд и задутые склоны требуют особого контроля скорости, острых кантов и чёткости поворотов. Наст с проламывающейся коркой – плавности движений, да и разгоняться, опять же, не стоит. По жёстким застругам кататься неприятно, лучше рассчитать траекторию так, чтобы не закладывать на них дугу.
Чем выше контролируемая (!) скорость, тем проще ехать, даже утопая в снегу по ноздри. В глубоком снегу важно ехать равномерно: на малой скорости провернуть сноуборд будет сложнее. Но по мере того, как увеличивается градус уклона, труднее держать скорость под контролем. Бокового соскальзывания для торможения явно не хватит. Нужно работать с рельефом, регулируя скорость за счёт выбора линии спуска.
В лесу устремите свой взор в просветы между деревьев, а не на стволы: наш мозг по дефолту работает по принципу «двигаюсь туда, куда смотрю». Планируйте траекторию спуска на несколько поворотов вперед и не приближайтесь к стволам деревьев, особенно ёлок: низко расположенные ветви под тонким слоем снега могут скрывать пустоты, образуя приствольные ловушки, из которых трудно выбраться самостоятельно. Такие снежные колодцы становятся причиной трагических случаев – под рыхлым снегом можно задохнуться. Избегайте искушения на ходу дотронуться рукой даже до маленького заснеженного деревца – оно может оказаться задутым в бетон, и это приведёт к травме.
Кулуары – пожалуй, самое опасное место на любой горе, их лучше не исследовать без проводника, особенно если они не просматриваются сверху или снизу. Там могут быть камни, обрывы, скальные сбросы, лёд и повышенная лавинная опасность – в первую очередь, на входе в кулуар. И даже если по лавинному очагу уже успешно проехало несколько человек, а вы вообще спускаетесь по стенке кулуара или стоите внизу, это не означает, что вас не может накрыть лавиной. Поэтому его надо проходить отрезками, строго по одному, в определенном порядке (первый и замыкающий – самые опытные райдеры; хорошо, если у верхнего есть аптечка), собираясь в безопасных местах – например, под скалой справа или слева от спуска. Особенно это касается всех «стрёмных» участков, в том числе с большим уклоном – чтобы упавший участник группы не сбил тех, что ниже него, а они могли «подсечь» и затормозить его.
Читайте также: Лавинное снаряжение
Когда вы освоитесь на горе, неизбежно захочется прыгать. Изучите место вылета и приземления на предмет камней, иных препятствий, лавинной безопасности, уклона – чтобы не приземлиться на плоскач. Если вы хотите запечатлеть ваши трюки, продумайте ракурс и позаботьтесь о безопасности снимающего. Особо аккуратными надо быть с надувами-козырьками: они могут обрушиться и спровоцировать лавину.
Вообще, лавины – серьёзная тема и достойны отдельного разговора. Ответственный фрирайдер практикуется с друзьями в поисках бипера в сугробе, ходит на курсы первой помощи (есть специализированная программа для лыжников и сноубордистов) и лавинной подготовки – всё это можно и нужно делать регулярно, чтобы освежить знания. Осознанное катание с хорошими гидами также развивает умение «читать склон» и анализировать лавинную обстановку. Полезно приобрести навыки, которыми пользуются альпинисты: пройти хотя бы базовый курс, освоить технику использования альпинистского снаряжения, работу с веревкой, методы спасения, из ледниковой трещины или с крутого склона, транспортировки пострадавшего, организации аварийного укрытия.
Еще один шаг в развитии любого фрирайдера – уходить все дальше от подъёмников и многолюдных маршрутов. Бэккантри – катание за пределами зоны курорта в диких, труднодоступных местах – предполагает высокий уровень ответственности и подготовки, в том числе лавинной, навыки хождения на снегоступах или сплитборде. Естественно, начинать надо только с проводником.
Для более ленивых кое-где предлагают заброску на гору на снегоходах, ратраках и вертолётах. При наличии профессиональных гидов можно отбросить все заботы и сфокусироваться на технике катания, искать свой стиль – более агрессивный или расслабленный, «серферский» или «скейтовый», с использованием всех доступных элементов рельефа (боковые стенки, гребни, перегибы, кочки) или максимально близко к линии падения воды. Ищите свой собственный ритм поворотов, стремитесь к непрерывности движения, придумывайте новые способы проехать по одному и тому же спуску. Больше фантазии, больше вдохновения!
И немного о снаряге. К этому моменту вы уже наверняка обзавелись довольно объёмным фрирайдным рюкзаком – таким, в который помимо лавинного снаряжения, влезет термос и небольшой, но калорийный перекус, запасные перчатки, маска, флис или компактная пуховка, а в идеале – еще и аптечка, налобный фонарик, длинная верёвка. Телескопические палки могут пригодиться, чтобы преодолеть длительное выполаживание, проехать по тропе, пройти про гребню с пристегнутым к рюкзаку бордом.
Читайте также: Одежда для сноуборда
Немаловажный аспект – средства связи. Рация для переговоров внутри группы должна быть хотя бы у человека, спускающегося первым, и у замыкающего. А в телефонной книге каждого – номер спасателей. Помните, смартфон в горах – для красоты: он разрядится после нескольких селфи или видео на морозе. Куда надежнее обычные кнопочные телефоны с относительно новым аккумулятором.
И конечно же, доска. У некоторых фрирайдеров их несколько: сплит для дальних походов, «ласточкин хвост» для просторов с солидным уклоном. Среди более универсальных моделей выделяется пинтейл, фрирайдовая доска с зауженным хвостом: на канте она ведет себя как обычный снаряд, а в целине позволяет «серфить» и выполнять более эффектные паудер-тёрны.
Автор: Елена Воднева