Фрирайд на сноуборде: теория и практика. Часть 1
Часть 1. Как стать фрирайдером
Этот текст – не только для тех, кто только задумывается о катании офф-пист. Надеемся, что некоторым вроде бы уверенным в своих навыках райдерам эта серия статей поможет что-то переосмыслить в своем катании и достичь новых высот.
Фрирайд – это катание на сноуборде (или лыжах) по любым типам снега и рельефа, хотя для большинства из нас это слово становится триггером сладких мечтаний: нетронутое поле пышного снега, и мы, такие красивые, мчимся вниз, закладывая эффектные дуги и выбрасывая белые шлейфы из-под скользяка. В действительности за пределами трасс нас также ждут липкая снежная каша и фирновые поля, наст и заструги, стрёмные узкие кулуары и крутые обледенелые спуски, лес и кусты, камни и прочие препятствия.
Но даже когда всё кругом укрыто свежим снегом, прежде чем выползать на целину, надо поработать над техникой: фрирайд – удел уверенно катающихся на подготовленных склонах. Проверьте себя: выпрямленные колени и закручивание корпуса забыты, как страшный сон, вы одинаково хорошо выполняете фронтсайд и бэксайд повороты и не понаслышке знакомы с понятиями «разгрузка вниз» и «разгрузка вверх» – вам пригодятся оба метода перекантовки.
Отточите перенос веса тела: в глубоком снегу естественным рефлексом будет полностью отвалиться на заднюю ногу, но это не правильно. Во-первых, быстро «забьются» мышцы, нога устанет. Во-вторых, такая стойка ограничивает нашу маневренность. Более корректно, когда наш центр тяжести – ближе к центру доски, а мы стремимся подтягивать согнутую переднюю ногу вверх, как бы подрабатывая ей в критические моменты, когда нос сноуборда вот-вот утонет.
Чтобы меньше «тонуть», рекомендуется передвинуть оба крепления назад — в идеале, не в самую крайнюю, а в предпоследнюю позицию. Второй вариант – сделать стойку чуть шире, отодвинув назад только заднее. Попробуйте поменять углы креплений: пусть задняя нога будет в легком дак-футе или с совсем небольшим углом вперед. Задумайтесь о новой доске: на жёстких трассовых досках или фристайловых коротышах будут одни страдания. Борд для фрирайда шире (особенно при большом размере ступни) и длиннее обычной доски – большая площадь позволяет ему всплывать без избыточных усилий со стороны райдера. Довольно большой радиус добавляет стабильности поворотам на большой скорости. Популярная форма — directional, то есть более длинный по сравнению с хвостом, мягкий нос.
И вот, первые шаги за вешки. Впрочем, если подгадать момент – дождаться качественного ночного снегопада и подняться на гору спозаранку – за них и не обязательно выезжать: на российских курортах в такие дни найдутся трассы, по которым не успел проехать ратрак. Плюс тренировки на засыпанной 20-сантиметровым слоем снега трассе в том, что можно не париться о возможных скрытых препятствиях (камнях, поваленных деревьях и посторонних предметах). Катаясь офф-пист, надо всегда иметь их ввиду и, по возможности, изучать линию спуска до снегопада.
Итак, выезжаем на целину прямо рядом с трассой — красной или черной. Почему не синей?
Скорость и уклон – наши союзники, они облегчают перемещение в паудере. Тем, кого скорость пугает, лучше сразу вернуться на трассу и осваиваться там дальше. Те, кто не может её контролировать, вообще не должны выходить на гору (по крайней мере, без инструктора). С уклоном важно найти золотую середину – на малом особо не разгонишься, на большом новички начинают от страха соскабливать весь снег на своем пути, уподобляясь ковшу трактора. Проезд по целине в стиле упражнения «падающий лист» (т.е. стоя все время лицом вниз по склону) фрирайдом не считается! Соскальзывание допустимо только в экстремальной ситуации – в узком кулуаре, где совсем нет места, чтобы развернуть доску в поворот.
Помните, что сноубординг — это про «ехать вниз», а не вбок. Забудьте о траверсах, только если вы не направляетесь в какой-то (хорошо вам знакомый) нераскатанный участок горы. Передвижение убогим зигзагом, расчерчивающим весь склон и портящим удовольствие нормальным райдерам, грозит проклятьем и лучами ненависти в ваш адрес.
Находясь в официальной зоне катания между открытыми трассами, держите в голове их схему: от выпадения на отратраченный плоскач (по которому, кстати, могут ехать другие люди) происходит наибольшее число травм и несчастных случаев, регистрируемых спасателями на отдельных курортах. Иногда трассы построены так, что перепад может составлять до трех метров. Будьте особенно осторожны в дни с плохой видимостью (пасмурно, туман, снегопад).
Фрирайд – это, в первую очередь, выбор линии спуска и взаимодействие с рельефом: с ним надо работать, а не бороться. Выберите короткий и простой участок, без скал, опор, деревьев. Прежде чем стартовать, подумайте, куда вы поедете, нарисуйте в воображении эти несколько дуг, продумайте место остановки, где вы не завязнете в снегу, а сможете продолжить движение после передышки.
Учтите, что в целине давление на снег происходит почти всей плоскостью сноуборда, а не одним кантом. Смотрите немного вперед, туда, куда вы едете, а не под ноги или на нос доски. Слегка расслабьтесь, избегайте резких движений, учитесь поддерживать равномерную и комфортную для вас скорость – если замедляетесь, направьте доску вниз, дайте ей снова разогнаться.
Если вы всё же завязли, попробуйте протолкнуться вперед и вверх, помогая себе корпусом. Упав в рыхлом снегу, подтяните ноги к себе, руками утрамбуйте упор для рук, а скользяком – небольшую площадку, на которой можно встать. Здесь пригодится «физуха»: преимущество у тех, кто качал пресс и ходил на йогу.
На безопасных пологих участках проще отстегнуть доску и, крепко держа её, найти подходящее для разгона место. Однако одно из главных правил бордера – выбирать маршрут так, чтобы не приходилось этого делать. Отстегнутая на уклоне снаряга представляет большую опасность: без нее на ногах человек чаще попадает в беду, а будучи упущенной вниз, она может причинить серьёзный ущерб другим людям.
И вот мы в полной эйфории скользим как по маслу. Когда первый кайф получен, пора развиваться дальше: учиться «читать» и чувствовать под собой склон, прокладывать всё более адекватную линию спуска, «играть» с рельефом и непременно получать знания по лавинной безопасности. Идеальным гуру станет гид-инструктор из тех, что ведут Школы фрирайда. Так называются курсы, посвященные внетрассовому катанию, – они проводятся в Красной Поляне, Приэльбрусье, Шерегеше, Хибинах, Гудаури. Как таковой Школы у нас пока нет, потому что фрирайд пока не стал официально признанной дисциплиной. Но многие гиды проходят обучение и сертификацию за границей. Если записываетесь на курс, не приукрашивайте свой уровень и уточняйте, предполагается ли помощь в освоении техники катания, совершенствование ваших навыков на склонах различной крутизны, с разным рельефом и состоянием снега, или же упор будет сделан на других аспектах, таких как выбор маршрута, лавинная обстановка и т.п.
При самостоятельном обучении не ориентируйтесь на чужие следы, обратитесь к спасателям: они подскажут, каково состояние склонов, безопасно ли покидать пределы трасс. И даже получив их благословение, задумайтесь о прокате или приобретении лавинного снаряжения.
Скорее всего, вам захочется пересмотреть и свой горный аутфит. Если вы еще не сделали этого, купите куртку с «юбкой», состегивающейся со штанами (идеально их соединение на молнии). Удачным вариантом станут штаны-комбинезон с высокой спинкой на лямках. Всё это уменьшит количество снега внутри одежды в случае падения. Полный комфорт дают цельнокроеные комбинезоны. Все вентиляции должны быть с сеточкой.
Читайте также: Одежда для сноуборда
Забудьте про очки и шапки. Шлем не только полезнее, но и практичнее: искать шапку и маску в снегу, пытаться очистить последнюю от льдинок и высушить ее, чтобы не потела, – задача подчас труднореализуемая. А комбинация шлем плюс маска позволяет после нескольких кувырков ехать дальше, лишь слегка отряхнувшись. Помимо шлема желательно надевать наколенники, защиту пятой точки и спины (удобный вариант, не ограничивающий подвижность, – технология Burton G-Form).
А в следующей статье мы расскажем про то, как стать настоящим фрирайдером.
Автор: Елена Воднева