Как выбрать лонгборд: гид для новичков. Часть #2
Во второй части нашего гида по лонгбордам для новичков вы узнаете важных о компонентах лонгборда: подвесках, колесах, подшипниках и других.
Первая часть о стилях катания, формах и особенностях дек, а также длине, ширине и жесткости дек здесь.
Запасайтесь чаем и печеньками, садитесь поудобнее и будем разбираться!
Подвески
При помощи подвесок колеса крепятся к деке, подвески позволяют лонгборду поворачивать. Все подвески имеют регулировку, их можно настроить индивидуально, в зависимости от стиля катания и предпочтений. Подвески для лонгборда отличаются от обычных скейтовых подвесок наличием обратного кингпина (центрального болта), то есть кингпин направлен относительно носа и хвоста доски во внешнюю сторону. Такие подвески выше, чем подвески для скейта, их форма позволяет более плавно входить в поворот, и обеспечивает стабильность на скорости.
Подвески обеспечивает движение из стороны в сторону для лучшего контроля и стабильности лонгборда. Подвески можно настраивать, для того, чтобы изменить, насколько легко или жестко они будут поворачивать. Затягивание гайки на кингпине сжимает бушинги и создает более жесткое ощущение при повороте. Ослабленные подвески лучше для поворотов, а затянутые - более стабильны на высокой скорости.
Для круизинга используют подвески 150-180 мм, в зависимости от ширины деки. Широкие подвески более стабильны, но не слишком маневренны.
Подвески для фрирайда имеют конструкцию с обратным кингпином и ширину 180 мм. Они отличаются углом наклона, чаще всего он бывает 40-45 градусов. Это дает более низкий центр тяжести и стабильность. Для более агрессивного катания предназначены подвески с углом наклона 50 градусов.
Для даунхилла также предназначены подвески с обратным кингпином и шириной 180 - 195 мм. Углы наклона используются 40 - 50 градусов, опытные райдеры используют подвески с углом наклона 20 градусов, такие подвески будет стабильны на скорости, но менее маневренны.
База подвески (Baseplates)
База подвески - это часть подвески, которая крепится к деке с помощью четырех крепежных болтов.
Вешалка (Hanger)
Вешалка выступает в качестве оси, на нее крепятся колеса.
Бушинги (Bushings)
Бушинги - это резиновые втулки, они расположены внутри подвески. Для одной подвески необходима пара бушингов. Бушинги бывают разной жесткости и формы, наиболее распространены бушинги в форме бочки или конуса, встречаются также бушинги сплющенной формы, они более широкие и позволяют сохранять стабильность и устойчивость на высокой скорости. Сочетание бушингов формы конус и бочка - идеально для фрирайда и круизинга, бочка и бочка - для даунхилла. Выбор жесткости бушингов зависит от веса райдера и стиля катания, чем они мягче - тем легче входить в поворот, чем жестче - тем более стабильны.
Колеса
Колеса играют важную роль в вашем лонгборд - комплекте, поскольку они обеспечивают сцепление с дорогой, влияют на скорость и прохождение поворотов. Есть несколько различных факторов, которые определяют поведение колес. Это: форма, диаметр и ширина, жесткость. Рассмотрим эти факторы. А еще вас ждет таблица, где можно посмотреть, какие свойства колес лучше подойдут для разных стилей катания.
Форма (точнее, форма краев колес) бывает: скругленная и с прямыми краями.
Скругленная
Такая форма характерна для стандартных скейтовых колес. Края таких колес скругленные, что позволяет лучше заходить в слайд и имеют меньшую площадь контакта с асфальтом, поэтому их выбирают для фрирайда и фристайла.
С прямыми краями
Такая форма характерна именно для колес, предназначенных для катания на лонгборде. Их края имеют прямую форму, что дает им бОльший контакт с асфальтом и обеспечивает им хорошее сцепление и сопротивление скольжению. Такие колеса используют для даунхилла, карвинга, круизинга и слалома.
Диаметр
Диаметр колеса измеряется в миллиметрах и указывается в названии модели и на самом колесе, например: 75mm, 62 mm.
Колеса большого диаметра (86-100+ мм) имеют более плавный ход, на них меньше ощущаются неровности асфальта, но на таких колесах нужно приложить усилие, чтобы разогнаться.
Колеса поменьше (62-70 мм) не такие быстрые, на них комфортно учиться. Они более чувствительны к неровностям и качеству асфальта - можно упасть, если колесо попадет в ямку или трещину.
Наиболее универсальны колеса среднего диаметра (70-85 мм). На них достаточно легко разгонятся и им вполне под силу справиться с небольшими выбоинами на дороге!
Жесткость
Показатель жесткости также, как и диаметр колеса указывается в названии модели и на самом колесе, например: 73А, 87А. Чем меньше число, тем мягче будет колесо. Условно, колеса по жесткости можно разделить следующим образом:
К мягким колесам можно отнести: 73А - 79А
Средняя жесткость: 80А - 84А
Жесткие колеса: 87А -101А
Наиболее распространены колеса: 77А - 83А. Это оптимальная жесткость.
Жесткость влияет на сцепление колеса с дорогой. Мягкие колеса «прилипают» и отлично держат дорогу, а вот жесткие легко соскальзывают в слайд. Поэтому для слайда лучше подобрать жесткие колеса, а для скоростного спуска - помягче. Начинающим райдерам будет комфортнее кататься на мягких колесах.
Подшипники
Подшипники - это то, что позволяет колёсам вертеться. Подшипники подразделяются по стандарту ABEC. С подшипником, имеющим самый большой показатель ABEC, ваши колёса будут крутиться быстрее. Подшипники ABEC3 хорошо подойдут для круиза, ABEC5 - для фрирайда, а ABEC5-7 и выше обеспечат максимальную скорость и оптимальны для даунхила.
Очень важно периодически проводить техническое обслуживание подшипников. Это поможет продлить срок службы и обеспечить их оптимальную работу. Ничего сложного здесь нет: нужно снять подшипники, почистить, смазать и поставить их на место. Рекомендуем делать это примерно через каждые 50 часов катания (чуть больше или чуть меньше). Лучше сделать это сразу, если вы попали под дождь или проехали по луже, так как из-за попадания воды подшипники могут заржаветь. Никогда не используйте для обслуживания подшипников WD-40 и подобные средства, поскольку они могут высушить подшипники, испортив их и сократив срок их службы.
Не затягивайте слишком сильно подшипники при установке, это может их повредить, если услышите хруст-ослабьте затяжку.
Шкурка
Шкурка (гриптейп, наждак) — клейкая лента с абразивным покрытием которая крепится к верхней стороне деки. Различается размером фракции абразива.
Шкурка Footwork 9"x33"
Райзеры
Бывают жесткими и мягкими. Крепятся между декой и подвеской. Жесткие используются для того, чтобы приподнять деку и тем самым изменить ходовые качества лонгборда. Мягкие (шокпэды) служат виброгасителями. Угловые райзеры могут менять наклон подвесок, изменяя динамику и диапазон их поворота.
Спейсеры
Спейсер - это втулка, которая стоит между двумя подшипниками в колесе. Спейсер распределяет боковые нагрузки и не дает зажимать шарики в подшипнике. Со спейсером можно закрутить колеса до упора, чтобы не было люфта, без спейсеров это невозможно. Некоторые подшипники сконструированы со встроенным спейсером.
Видео о подвесках для лонгборда на нашем YouTube-канале