Лавинный рюкзак: как выбрать
Лавинный рюкзак (эйрбэг) уверенно становится четвертым предметом в списке базового снаряжения фрирайдера, вместе с датчиком, лопатой и щупом. При попадании в лавину надо дернуть ручку на лямке рюкзака, и баллон или электрический фен надует подушку, которая поможет оставаться на поверхности снега и быть более заметным для спасателей.
Как это работает
Правильным образом надетый и приведенный в действие эйрбэг увеличивает шанс выжить при попадании в лавину. В основе работы устройства — принцип обратной сегрегации, или эффект бразильского ореха. Суть в том, что в подвижной смеси крупных и мелких объектов (лавине, например) предметы более крупного размера поднимаются вверх. Попробуйте потрясти миску с нечищеными орехами: кедровые и лесные утонут, а грецкие и бразильские всплывут. Сработавший рюкзак делает вас намного больше и существенно увеличивает вероятность оказаться на поверхности выноса, когда лавина остановится.
Не забывайте, что эйрбэг не гарантирует выживания, для этого необходимо умение принимать разумные решения, позволяющие вообще избежать попадания в лавину.
Производством лавинных рюкзаков занимаются сразу несколько крупных контор. У каждой модели есть свои сильные и слабые стороны, они различаются дизайном, удобством и ценой.
О чем стоит подумать при выборе лавинного рюкзака
- Для какого катания нужен рюкзак? Для хели нужен эйрбэг меньше и проще, чем для многодневного скитура.
- Куда вы будете с ним летать? У каждой авиакомпании свои правила и требования к перевозке эйрбэгов и баллонов, ознакомьтесь с ними перед полетом. В некоторых случаях нужно будет лететь с пустым баллоном и заправить его на месте. Доступность баллонов и их заправки может сильно зависеть от места назначения.
- Нужна ли возможность переставить подушку и механизм наполнения из одного рюкзака в другой? Есть марки и модели, которые позволяют комбинировать один и тот же эйрбэг с рюкзаками разных размеров и типов.
- Подходит ли размер для вашего роста или анатомии? Некоторые модели предлагают различные варианты длины.
- Каков бюджет? Эйрбэги сильно отличаются по цене.
- Подходит ли вам имеющаяся система переноски лыж и досок? Некоторые рюкзаки имеют ограниченное количество способов крепления снаряги, чтобы не блокировались подушки.
- Комфортен ли вес рюкзака с учетом типичного содержимого?
Читайте также: Лавинное снаряжение
Размер
Начните с мысли о том, где вы будете пользоваться рюкзаком и как будете с ним кататься. Если вы планируете в основном внетрассовое катание с подъемников, разбавленное хели и ратраками/снегоходами, берете с собой совсем немного еды, воды и тонкую пуховку, то вам вполне достаточно будет 18-20 литров объема или даже меньше. Скитур на день-другой или технический бэккантри с обвязкой и веревкой потребуют 25-35 литров. Для долгих многодневных походов подойдет что-нибудь в диапазоне 40-50 литров. Помните, что не у всех производителей литры одинаковые, а насосы, баллоны и подушки занимают место. Если сомневаетесь, принесите свой стандартный набор снаряжения в магазин и попытайтесь запихнуть его в выбранный рюкзак.
Рюкзак Pieps Jetforce Tour Rider
Тип активации
Баллоны/Картриджи
Баллоны, канистры и картриджи — это металлические или карбоновые цилиндры с газом под высоким (2700-3000 PSI) давлением, надувающие подушку. На настоящий момент BCA, Mammut/Snowpulse и WARY предлагают модели с баллонами, которые можно наполнить сжатым воздухом в некоторых лыжных магазинах, а также в дайвинг-центрах и пейнтбольных клубах. В картриджах ABS — сжатый азот, и они одноразовые, у дилера за сданный пустой баллон дают скидку на новый.
Правила некоторых авиакомпаний (например, в США) требуют провозить картриджи пустыми и отключенными от подушки. Придется заполнить картридж на месте или купить там новый. Если модель имеет многоразовый баллон, имеет смысл возить с собой необходимые для заправки переходники, герметики, прокладки и смазки. Если это эйрбэг ABS, нужно предъявить незаряженную ручку (в ручке механизма активации есть пиропатрон, и ее меняют вместе с канистрой). Другие авиакомпании не имеют четких правил, или их не знают сотрудники аэропорта, что иногда приводит к долгим тревожным переговорам.
Электрический компрессор (фен)
Новые эйрбэги от Black Diamond (JetForce) и Arc’teryx (Voltair) имеют насосы, работающие от батарей. Без баллонов все выглядит повеселее: подушка надувается сверхмощным «феном», эйрбэг можно использовать несколько раз на одной зарядке. С такой системой намного проще летать самолетами. Но самое главное — ее можно тестировать и практиковаться с ней, зная, что в запасе есть несколько активаций.
Основные производители и их системы
ABS
У ABS самая долгая история разработок и успеха на рынке лавинных рюкзаков, и самая обширная статистика выживания. Система TwinBag состоит из двух подушек (на случай прокола одной), а в ручку активации встроен небольшой пиропатрон, который толкает иглу, протыкающую крышку картриджа. Использованные баллоны заправляет только сама компания, их можно сдать как тару у дилеров. У ABS есть как встроенные системы Inside, так и съемные Vario. Список партнеров все время расширяется и включает сейчас DaKine, Ortovox, The North Face, Arva, Quicksilver, Mountain Hardwear и Salomon.
Mammut
В свое время Mammut приобрел пионера отрасли Snowpulse, и предлагает две системы эйрбэгов. Protection (P.A.S.) — разработка Snowpulse, имеет подушку, защищающую голову. R.A.S — съемная система с одной подушкой над головой, устанавливается на любой R.A.S.-совместимый рюкзак. С 2014 года P.A.S. тоже может быть установлен в любой рюкзак своей системы. Баллоны Mammut можно заправить в дайв-центре или пейнтбольном клубе при наличии адаптера.
BCA
Backcountry Access продвигает систему Float — рюкзаки разных размеров и объемов. Баллоны наполняются так же просто, как и у Mammut, нужен только адаптер. Последние версии хорошо продуманы и радуют ценами.
Black Diamond
Эйрбэги Pilot, Halo и Saga JetForce надувают подушки мощным компрессором, работающим от аккумулятора, избавляя от забот о картриджах и упрощая авиатранспортировку. Рюкзак можно привести в действие до четырех раз на одной зарядке.
Arc’teryx
Контора ворвалась на рынок в 2016 году со своей электрической системой Voltair и предлагает крутые и дорогие рюкзаки объемом 20 и 30 л.
Автор: Сергей Ревин, инструктор по горным лыжам в НП ПИ «Национальная лига инструкторов»