ПреКрасная Поляна
Наверное, нет такого российского фрирайдера, который ни разу не был в Красной Поляне – до или после Олимпиады. Ярые любители краснополянского снега покупают билеты чуть ли ни под каждый снегопад или вообще обосновываются здесь, снимая квартиру на сезон или даже круглогодично. В чем же секрет притягательности этого места?
В первую очередь, это заманчивый рельеф – высокие пики, огромные цирки, кулуары разного уровня сложности и живописный лес. И, конечно же, пышный снег, особый благодаря близости моря и мягкому субтропическому климату.
Первые линии канатной дороги начали строиться тут в 1993 году – старую добрую «Альпику-Сервис» с теплом вспоминают все, кто застал доолимпийскую Поляну. Сейчас те креселки демонтированы, новые кабинки – хотя курорт закрыт, а сроки его официального открытия не установлены – время от времени приходят в движение. В 2017 году для каких-то секретных гостей даже ратрачили трассы. Раньше в поисках целины райдеры ходили по гребню Аибга в сторону Роза Пик, здесь снято немало кадров snow-movie с участием лучших фрирайдеров планеты, среди которых Джереми Джонс и Пеп Фухас. За обилие крутых «спайнов» в верхней части горы иностранцы Красную Поляну прозвали «Русской Аляской».
Сейчас движение происходит в обратном направлении: с трассы Аибга курорта «Роза Хутор». Есть несколько нюансов: во-первых, это неадекватные охранники неработающего нового ресторана, стоящего на гребне (в прошлом сезоне дело доходило до рукоприкладства). Во-вторых, надо помнить, что российская стройка и тем более недострой всегда могут оставить после себя артефакты в виде торчащей из склона арматуры или других неприятных сюрпризов. И главное, лавинная служба обрабатывает склоны по своему графику, который не предполагает наличия посторонних на склонах закрытого на реконструкцию курорта: активное воздействие может быть произведено в любой момент. А если вы спустили лавину сами, вас тоже вряд ли кто-то будет искать – ведь никто не знает, что вы могли быть на этом склоне.
Куда более предсказуема ситуация на «Розе Хутор». Четкая работа служб курорта позволяет стремительно приводить склоны в относительно безопасное состояние. Однако если сотрудники мягко, но настойчиво не пускают вас на трассу, огороженную сеткой, знайте – это действительно для вашего блага. Уж они-то знают, куда можно уехать траверсом, и стоят, как правило, именно во время обработки склонов. Зона катания на «Розе» весьма обширна: кусочки пухляка вдоль трасс для ленивых или начинающих, буковые рощи для любителей погонять по лесу, официально отмеченные на карте внетрассовые маршруты «Крейзи Хутор» и «Юрьев Хутор», кулуары для профи («Суицид», FWT и другие менее очевидные заходы) и южные пологие поля.
Оборотная сторона этого великолепия – то, что может захотеться уехать «куда не надо». На северном склоне встречаются многометровые скальные сбросы, некоторые горе-райдеры не понимают, почему нельзя приближаться к козырькам, пытаются уехать ниже трассы-технологички под «Юрьевым Хурором» и не учитывают наличие ручьев. Юга «Розы» – это пограничная с Абхазией зона, поэтому следует с уважением относиться к границам курорта. Ручьи южного склона более коварны, чем северные: в прошлом году узнать, куда, кроме трассы, приводят снежные поля, ежедневно отправлялись десятки людей, и не для всех это приключение закончилось хорошо, особенно в двух правых (орографически) ручьях. И вообще в Поляне правило «не ездить по дну ручья» актуально, как нигде: зимой можно попасть в ловушку – провалиться в ледяную воду, в теплую солнечную погоду может сойти мокрый, вязкий пласт снега со стенки оврага, весной в такие углубления стекают лавины и сели. Любой спасатель скажет, что если уж вы зачем-то оказались в такой местности, лучше двигаться по гребню или по стенке.
Другая особенность «Роза Хутор» – популярность и вследствие этого многолюдность, в том числе вне трасс. Паудер во всех очевидных местах «сжирается» за считанные часы даже в будни, что тут говорить про выходные. Так что знатоки отправляются в «Горки Город» – горная часть комплекса известна как «Горная Карусель».
Эта зона катания не такая внушительная, как на «Розе», зато слово «фрирайд» красуется прямо над кассами. Официально за катание вне трасс администрация ответственности не несет, а легализованным фрирайдом называет дни, когда «Восточный сектор» не укатывают ратраками после снегопада. Самые лакомые места часто бывают закрыты из-за лавинной опасности — таковы особенности местного рельефа. В целом, не считая простецкого катания рядом с трассами, на представляющие интерес спуски не так просто попасть прямо с канатки, как на «Розе».
При этом «Карусель» в плане фрирайда – самое опасное место относительно других курортов: много скальников (в том числе в лесу – и они абсолютно незаметны сверху), технически сложных и непроездных кулуаров. Ошибившись маршрутом, подчас трудно вернуться назад без помощи спасателей (эксперименты в Третьем цирке фатальны). А стереотипная идея о том, что в лесу лавин не бывает, может обернуться несчастным случаем.
Катаясь вне трасс, помните, что как бы ни лень было кататься с лопатой и щупом, однажды они могут спасти кому-то жизнь. А шлем и правильно надетый включенный датчик – спасти жизнь вам. Хорошо бы обзавестись и лавинным рюкзаком, повышающим шансы остаться на поверхности плывущей вниз снежной массы. Всё это в Красной Поляне можно взять напрокат, но настоящему фрирайдеру, конечно, проще и в конечном итоге дешевле иметь своё оборудование.
Читать также: Шерегеш - скромное обаяние Сибири
Для исследования новых маршрутов, да и для более безопасного катания по уже знакомым, хорошо иметь опытного проводника. И если пока вы не нашли «своего» гида, с которым вам комфортно, выбирайте из лучших – они сотрудничают с прокатом «База 560» и «Йети Гид Бюро». Можно подгадать под приезд гидов, с которыми вы познакомились в других регионах, например, Trueski Freeride Club.
Что же касается курорта «Газпром» (он же «Лаура»), он находится ниже по высоте, и в теплую погоду снег раскисает быстрее, так что для фрирайда это место актуально непосредственно в момент снегопада, когда закрыты верха «Розы» и «Горной Карусели». Оставьте его местным инструкторам, которые изучили все лесные «нычки» – кулуары, просеки среди густо растущих пихт и дропы: все равно за короткую поездку вы найдете лишь самые очевидные.
В Красной Поляне есть где поскитурить или походить на сплитборде/снегоступах – но уж это точно не стоит делать без гидов. Наиболее простые опции – на хребте Аибга (в зоне любого из трех курортов – «Розы», «Альпики» или «Карусели»). Здесь же проходят программы обучения для новичков и продолжающих. Интересный однодневный маршрут – с ГТЦ «Газпром» по заповеднику на гору Табунная и Бзерпинский карниз. Бэккантри на хребте Аишха производится с комбинированной заброской внедорожником и багги, снегоходом или ратраком – такой тур чаще делают двух-трехдневным, с ночевкой в одном из отапливаемых домиков. Есть скитурные программы и в горной Абхазии.
В Абхазию возят и на хели-ски. Естественно, возможна высадка в районе Красной Поляны – зона катания составляет около 500 кв. км. Стоимость катального дня немного отличается в разных компаниях: чуть дешевле летать на МИ-8 (он на 10-12 человек), чуть дороже – на вертолётах фирмы Eurocopter, рассчитанных на группы из трех райдеров и гида. В удачный год полёты осуществляются с конца декабря по начало апреля.
Говоря о полянской погоде, надо сказать о ее нестабильности: прогнозы на сезон делать бессмысленно. Считается, что для фрирайда подходит период с конца января по середину-конец марта. Но бывают теплые или малоснежные зимы, а бывает, что уже в декабре счастливчики катаются по ноздри в снегу (практически в полном одиночестве). Неплохой снег иногда выпадает в первой половине апреля.
Прогноз погоды в Красной Поляне от GISMETEO
Красная Поляна дает фрирайдеру большие возможности и для образования. То и дело проводятся теоретические и практические курсы по лавинной безопасности, лекции о первой помощи на горе и восстановлении после травм, познавательные встречи со спасателями курортов. Основной организатор таких полезных ивентов – «База 560». Некоторые гиды проводят обучение фрирайду: помогают освоить технику катания и безопасного поведения на разном рельефе – эти навыки пригодятся в любых горах планеты.
Читайте также: Шерегеш: скромное обаяние Сибири
Автор: Елена Воднева